Ответственность по ст.263 для лиц летного состава

Статьей 263 УК РФ предусмотрено наказание за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила,  а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, смерть человека или двух и более лиц.

Настоящее преступление посягает на общественные отношения, возникающие в отношении обеспечения безопасности движения и эксплуатации определенных видов транспорта, а также жизнь и здоровье личности, отношения собственности.

Таким образом, необходимыми условиями для привлечения лица к уголовной ответственности по ст.263 УК РФ являются:

- нарушение безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- жизнь и здоровье личности;

- отношения собственности.

Немаловажным моментов является отказ лица от исполнения трудовых обязанностей.

Под безопасностью движения и эксплуатации транспорта понимаются его безаварийность, способность функционирования (перевозки пассажиров и грузов) без угрозы для жизни или здоровья людей или уничтожения или повреждения имущества.

Нарушения правил безопасности движения представляют собой различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти правила регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортным средством (например, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета на воздушном транспорте и др.)

Под нарушениями правил эксплуатации транспорта понимаются отступление от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц, не обладающих необходимой квалификацией, и т.д. (например, перегрузка транспортного средства пассажирами или грузом на воздушном транспорте).

Правила безопасности на воздушном транспорте регулируются специальными нормативно-правовыми актами, такими как: постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», приказ Федеральной авиационной службы России от 13.10.1998 № 306 «Об организации работ по сертификации эксплуатантов», Воздушный кодекс РФ и др.

Так, Федеральные авиационные правила безопасность использования воздушного пространства рассматривают как комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, смерть одному человеку или нескольким лицам (части  1,2,3 ст. 263 УК РФ). Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Крупный ущерб определяется суммой в 1 млн. рублей.

К воздушному транспорту относятся гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, включая средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, т.е. летательные аппараты, которые как тяжелее, так и легче воздуха. При этом не имеет значения их ведомственная принадлежность (за исключением военных летательных аппаратов, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует другой состав преступления).

Уголовную ответственность по указанной статье может нести лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, достигшее 18-летнего возраста.

Таким лицом может быть только:

- работник, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта в установленном законом порядке (лица, обслуживающие воздушный транспорт);

- лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (пилот);

- лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта (руководитель транспортного предприятия).

Неисполнение пилотом положений трудового кодекса РФ, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 № 139, само по себе не влечет привлечения пилота к уголовной ответственности по ст.263 УК РФ.

Вместе с тем, нарушение норм труда и отдыха, может привести к снижению восприятия пилотом необходимой в полете информации, несоблюдением пилотом правил подготовки транспорта к вылету (включая количество пассажиров, багажа и других данных), которые могут привести к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, что является основанием для привлечения пилота к уголовной ответственности по ст.263 УК РФ.

Следовательно, во избежание привлечения пилота к уголовной ответственности по ст.263 УК РФ, в обязательном порядке необходимо соблюдать нормы труда и отдыха, установленные трудовым законодательством.

Подготовила:

Горохова Ольга, юрисконсульт ООО «СПР-Консалт»