Специальная оценка условий труда

01.01.2014 года, всего через несколько дней после принятия, вступил в силу Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 

На дату вступления в силу данного закона отсутствовали подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда.
Более 3 месяцев 2014 года работодатели не имели возможности по закону проводить ни аттестацию рабочих мест, ни специальную оценку условий труда.

Только с 08.04.2014 года были введены в действие Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты от 24 января 2014 года N 33н). 
В настоящее время только начинает формироваться практика по проведению специальной оценки условий труда.

Почему был принят закон

Из пояснительной записки к проекту ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что он «был разработан в рамках формирования единой системы оценки условий труда с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты».

Также несколько интересных позиций по поводу необходимости принятия данного закона размещено на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (http://www.rosmintrud.ru).

В частности, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ С.Ф. Вельмяйкин отметил следующее: «Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.

Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.
Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной».

Директор Департамента условий и охраны труда Корж В.А. указал, что «процедура спецоценки исключает тотальность измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах, оптимизирует объемы лабораторных исследований – наиболее дорогой составляющей любой оценки условий труда. Это позволит сократить избыточные затраты работодателей». 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из важнейших причин принятия ФЗ «О специальной оценке условий труда» стало стремление уменьшить расходы работодателей на оценку условий труда.

Кроме того, предполагалось, что закон должен стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в том числе для того, чтобы уменьшить дополнительные страховые взносы в ПФ.

Определение специальной оценки условий труда и сроки ее проведения:
С 01.01.2014 года работодатели обязаны проводить вместо аттестации рабочих мест специальную оценку условий труда. 

Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 

СОУТ должна проводиться в отношении ВСЕХ рабочих мест, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда.

Закон предусматривает возможность проведения внеплановой СОУТ. Например, 1). ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, 2). изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, 3). произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов и др.

Важно отметить, что наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда также является основанием для проведения внеплановой СОУТ.

То есть, у профсоюза имеется реальная возможность инициировать проведение внеплановой СОУТ.

Этапы проведения СОУТ

1. Подготовка к СОУТ.

Работодатель издает приказ о создании и порядке деятельности комиссии по СОУТ. Количество членов комиссии обязательно должно быть нечетным.

В комиссию включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии). 

По нашему мнению, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций, в комиссию по СОУТ должен быть включен представитель каждой первичной профсоюзной организации, однако, к сожалению, закон это прямо не указывает.

Если работники организации не создали первичную профорганизацию, то представлять их интересы в комиссии по СОУТ и отстаивать право работников на гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях, скорее всего, будет некому.

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.
Работодатель самостоятельно выбирает специализированную организацию, имеющую право проводить СОУТ и заключает с данной организацией гражданско-правовой договор на проведение СОУТ. Законодательство предъявляет ряд требований к организациям, проводящим СОУТ, и ее экспертам. Важно отметить, что представители данной организации в состав комиссии не включаются. 

Профсоюзу, на наш взгляд, важно, направить на обучение профсоюзного специалиста, который будет включен в состав комиссии по СОУТ. Отстаивать права работников в комиссии по СОУТ значительно легче тому, кто разбирается в порядке ее проведения.

Кроме того, желательно проанализировать результаты предыдущей аттестации рабочих мест, произошедшие на рабочих местах несчастные случаи, профзаболевания, мероприятия по улучшению условий труда, проведенные работодателем за период после АРМ.

Для активного участия работников в СОУТ профсоюзу важно проинформировать их о значимости СОУТ, ее последствиях, а также о влиянии вредных факторов на здоровье.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Принципиальным отличием СОУТ от аттестации рабочих мест является введение этапа идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Работодатель предоставляет в организацию, проводящую СОУТ, документы, характеризующие факторы производственной среды и трудового процесса. Например, должностные инструкции работников, характеристики технологического процесса, техническую документацию на используемое оборудование и др.

Эксперт специализированной организации должен изучить предоставленные работодателем документы. Он может (но не обязан!) осмотреть и ознакомиться с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также опросить работника или его непосредственных руководителей.

Если специализированная организация, проводящая спецоценку, подтвердит, что рабочие места безопасны, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми. Измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в этом случае производиться не будет. Работодателю необходимо будет подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в государственную инспекцию труда.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Закон предусматривает, что срок декларации может быть продлен на 5 лет. Исключение составляют случаи, если с работником произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.

В случае, если вредные факторы были идентифицированы, проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. 

Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В вышеуказанных случаях проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. 

По нашему мнению, на подавляющем большинстве рабочих мест СОУТ ограничится данным этапом, измерений вредных и (или) опасных производственных факторов производиться не будет. В связи с этим, по нашему мнению, при проведении СОУТ возможны ошибки.

3. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Исследования и измерения проводятся испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если это может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

По результату исследований и измерений организация, которая проводит СОУТ, производит отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Классификация условий труда осталась прежней: 

- оптимальные условия труда (1 класс), 

- допустимые условия труда (2 класс),

- вредные условия труда 1 степени (подкласс 3.1),

- вредные условия труда 2 степени (подкласс 3.2),

- вредные условия труда 3 степени (подкласс 3.3),

- вредные условия труда 4 степени (подкласс 3.4).

- опасные условия труда (4 класс).

 

Необходимо обратить внимание на следующее. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень. Для этого необходимо согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и получение учета мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты проводится комиссией по СОУТ.

4. Оформление результатов СОУТ, предоставление отчетных материалов по результатам СОУТ в базы данных уполномоченных государственных органов.

Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении. Данный отчет подписывается всеми членами комиссии по СОУТ и утверждается председателем.

Если представитель профсоюза не согласен с результатами проведения СОУТ, он может изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету. Затем данное мнение можно использовать при написании заявления о проведении экспертизы качества СОУТ.

Работодатель должен ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

 По результатам СОУТ работодатели обязаны предоставить работникам гарантии и компенсации, установленные законодательством.

Кроме того, закон предусматривает, что от установленного класса условий труда зависит размер дополнительных взносов в Пенсионный Фонд РФ (от 0% при 1 классе условий труда до 8% при 4 классе условий труда). 

С одной стороны это может стимулировать работодателей улучшать условия труда и применять на рабочих местах эффективные средства защиты. Однако, не исключено, что недобросовестные работодатели будут всячески стремиться к занижению класса вредности для снижения своих расходов.

Если профсоюз не согласен с результатами СОУТ:

Если профсоюз не согласен с результатами СОУТ, он может обратиться с заявлением в Государственную инспекцию труда или в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для проведения экспертизы качества СОУТ. Возможно также обратиться с исковым заявлением в суд.

 Общий вывод:

В настоящее время практика по проведению специальной оценки условий труда еще только начинает формироваться.

Однако у нас имеются опасения, что положение работников при проведении СОУТ может ухудшиться по сравнению с АРМ. Вызвано это, прежде всего, тем, что не на всех рабочих местах будет производиться замер вредных производственных факторов, а также с возможностью снижения класса вредности в случае применения эффективных средств индивидуальной защиты. У нас имеются опасения, что недобросовестные работодатели будут стремиться к занижению класса вредности для снижения своих расходов. 


(материал подготовлен Плешко Е.Е. в период работы в СПб ОО «Петербургская ЭГИДА»)